История систем отопления берет начало во времена Древнего Рима. Уже тогда в стенах и под полом прокладывали сети каналов, через которые пропускали горячий воздух. Это давало возможность с помощью одной печи обогревать большую площадь во дворце или целый дом.
С течением времени и развитием инженерных технологий системы модернизировались. В средние века активно применялось воздушное отопление, использовалось свойство камня удерживать и отдавать тепло в течение долгого времени.
В XIX веке произошло сразу несколько технологических прорывов:
- 1830 год. Управляющий Банка Англии Джон Хорли Палмер внедрил паровую систему отопления в своем доме. Это дало возможность выращивать виноград в прохладном климате Британии.
- 1855 год. Немецкий предприниматель Франц Сан-Гали, который жил и вел бизнес в Санкт-Петербурге, изобрел первый чугунный радиатор. Габаритный отопительный прибор получил название «горячая коробка» и быстро завоевал популярность в Европе и США.
- 1890-е годы. Рынок Северной Америки и Европы завоевал производитель из США – American Radiator Company, – который предложил более экономичную и компактную модель чугунного радиатора. В течение десяти лет было открыто несколько заводов в Европе.
Системы, основанные на сетях с чугунными приборами отопления, оставались символами тепла и комфорта всю первую половину XX века, пока на авансцену не вышли радиаторы из других металлов.
Стальные радиаторы: от трубчатых к панельным приборам
Начало эпохе стальных батарей, которые имеют целый ряд преимуществ перед биметаллическими радиаторами и приборами из других металлов, положил швейцарский инженер Роберт Зендер.
Изобретатель был сыном основателя механической ремонтной мастерской Якоба Зендера, которая с 1923 года преобразовалась в предприятие по производству легких мотоциклов. У Якоба было семеро сыновей, и каждому нашлось место в семейном бизнесе.
Однако уже в 1930 году братья Зендеры были вынуждены искать новые возможности для приложения инженерной мысли. Одному из них – Роберту – предложили отливать чугунные радиаторы.
Такого опыта у Зендера не было, и инженер решил сделать основой радиатора отопления стальные трубки. При производстве мотоциклов их собирали в регистр и использовали для охлаждения двигателя.
Роберт Зендер подумал, что возможен обратный процесс – нагрева трубок. Изобретение было запатентовано в октябре 1930 года, братья основали новое предприятие и стали первыми в Европе производителями стальных радиаторов. Новинка быстро привлекла внимание:
- прочная и одновременно легкая конструкция,
- быстрый нагрев и высокая отдача тепла,
- работа под высоким давлением.
Также стальные радиаторы изначально имели больше типоразмеров, чем чугунные. Отличались компактностью и эстетичностью. Характеристики оценили архитекторы и строители.
Выпуск стальных панельных радиаторов начался сразу на нескольких предприятиях в Европе в середине ХХ века. Отопительные приборы этого типа быстро покорили еще большей компактностью, теплоотдачей и удобством эксплуатации.
Что происходит сейчас
Закреплению успеха стальных радиаторов способствовала экономическая стагнация 70-х годов, когда европейцы искали способы удешевить теплоснабжение. К концу века на первый план вышла экологичность систем отопления наряду с энергоэффективностью. Стальные панельные радиаторы и здесь проявили себя как конкурентный продукт.
На сегодняшний день 90% рынка отопительных приборов в Европе приходится на стальные батареи. В странах Восточной Европы и СНГ, где происходит масштабный переход на энергосберегающие технологии, рынок сбыта растет из года в год.
Преимущества недорогой, качественной и технологичной продукции оценили в Юго-Восточной Азии – самом динамично развивающемся экономическом мировом регионе. Радиаторы этого типа популярны в Северной Америке, где много частных домов, развито автономное теплоснабжение.
Эксплуатационные характеристики позволяют устанавливать панельные радиаторы в помещениях любого типа. В том числе, с особыми требованиям к гигиене – вплоть до стационаров и операционных блоков больниц.
Это дает широкие возможности для успешной дистрибуции продукции и формирования предложений, выгодных конечному потребителю.